Обзор истории, структуры и значения Богослужебного устава по практике Русской Православной Церкви, основанной на Иерусалимском уставе (монастыря св. Саввы Освященного). Слушатели подробно изучают четыре круга богослужебного года, ознакомятся с содержанием богослужебных книг и с их правильным употреблением. Производится подробный анализ состава главных церковных служб будничной, Бденной, Великопостной, Пасхальной и Архиерейской. А также духовное осмысление Богослужения.
Обзор русского Богослужебного пения Х-XХI веков. Изучение древних и поздних распевов, раннего многоголосия, русского барокко, полифонических концертов ХVII века, а также различных хоровых стилей, широко употреблявшихся в русской церковно-певческой практике ХVIII-ХХ веков. Петербургская и Московская Синодальные школы. Современное композиторское творчество.
Сольфеджио - предмет включающий в себя широкий спектр видов деятельности направленных на развитие музыкального слуха, а также координацию слуха и голоса. В процессе обучения будем учиться читать с листа, петь в ансамбле, анализировать песнопения, определять (расшифровывать) на слух мелодии и гармонические последовательности. Он особенно необходим для обучающихся церковному пению и регентованию.
Современная богослужебно-приходская практика Русской Церкви. Осмогласие Московской традиции. Стихирные, тропарные, ирмологические и прокименовые гласы, подобны. Практическое применение. Навык пения и дирижирования как в тесном, так и в широком расположении.
На занятиях вокала студенты смогут освоить основные принципы техники певческого дыхания, вокального резонанса и артикуляции применительно к церковному пению.
На уроках дирижирования (в составе малой группы и индивидуально) учащиеся освоят азы дирижерской техники, научатся делать ауф-такт, задавать тон, анализировать партитуры и создавать план разучивания церковного произведения.
Хоровой класс направлен на приобретение учащимися вокально-хоровых навыков.
Навык пения на цепном дыхании и legato, достигаемые на основе мастерской дисциплины дыхания, красоты piano, diminuendo, crescendo.
Правильное и осмысленное произношение слов, гласных и согласных - главное условие Богослужебного пения. “Слово прежде музыки”, “хорошо сказанное-наполовину спето” - эти истины подтверждаются постоянным вниманием к дикции.
И наконец, звук. Гибкое cantabile, динамизация и филировка звука, воздушное pianissimo.
Слияние слова и музыки создаёт чудесный сплав, в котором оба искусства удваивают, утраивают силу своего воздействия.